ГОУ НПО "Профессиональное училище № 28" г.Златоуста

Защита Отечества - наша фундаментальная ценность

Опыт ГОУ НПО «Профессиональное училище № 28» города Златоуста в решении проблемы создания эффективной системы военно-патриотического воспитания, обучения молодёжи основам военной службы и военно-учётным специальностям может стать основой на пути совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи.
Ключевые слова: воспитание, подготовка, гражданин, защитник, Отечество, кадет, спасатель, здоровье.

 

На заседании президиума Госсовета по вопросам совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи, прошедшем под руководством Президента России Д.А. Медведева 22 апреля 2009 года в Рязани, были определены среднесрочные и долгосрочные перспективы по созданию эффективной системы военно-патриотического воспитания, а служба в армии, защита Отечества, безусловно, отнесены к числу наших фундаментальных ценностей. Президент России выделил основные цели совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи.

 

Первая – серьёзная модернизация физической, спортивной и технической подготовки допризывной молодёжи.

 

Вторая – повышение эффективности системы военно-патриотического воспитания с использованием опыта, накопленного в регионах, который должен получить отражение в концепции федеральной системы подготовки молодёжи к военной службе на период до 2020 года.

 

Третья – ключевой элемент допризывной подготовки, - обучение молодёжи основам военной службы и военно-учётным специальностям [1].

 

Чтобы обеспечить выполнение требований главы государства, системе образования предстоит пройти немалый путь обогащения накопленного ранее опыта военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки новыми подходами, всё более утверждающимися в современной практике образования. В числе примеров того, как организовать эффективное военно-патриотическое воспитание и допризывную подготовку, - кадетский корпус спасателей ГОУ НПО «Профессиональное училище № 28» города Златоуста Челябинской области.

 

ГОУ НПО «Профессиональное училище № 28» осуществляет подготовку молодых рабочих для ОАО «Златоустовский металлургический завод». В 2004 году на базе училища создан кадетский корпус спасателей. За основу был взят опыт суворовских училищ, подобраны соответствующие квалифицированные кадры. Совместно с Челябинским институтом развития профессионального образования разработаны учебные планы и программы по профессии: Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Спасатель. Создана материальная база.

 

К решению комплекса проблем по организации обучения и подготовки выпускников к службе в армии при разработке учебных планов и программ по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Спасатель» инженерно-педагогическим коллективом были изучены следующие вопросы:

  • социально-нравственное, психическое, физическое состояние, культурный уровень каждого обучающегося;

  • результативность педагогического процесса (за месяц, за полгода, за год, в зависимости от исследуемых параметров);

  • правильность (рациональность) питания обучающихся;

  • бытовое поведение обучающихся;

  • результативность расширения кругозора обучающихся по физическому и психическому здоровьесбережению;

  • летний оздоровительный отдых.

В системе обучения в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 28» реализуется начальное профессиональное и дополнительное образование. Дополнительное образование организовано за счёт внебюджетных средств. Обучающиеся одеты в общевойсковую форму. Проводится ежедневный утренний развод с исполнением Гимна и поднятием Флага Российской Федерации, утренний осмотр, утренняя зарядка (40 минут). Утренняя зарядка включает в себя кросс, комплекс разминочных упражнений. Ежедневно обучающиеся посещают одну из спортивных секций: рукопашный бой, туризм, скалолазание, плавание (в т.ч. подводное), акробатика, игровые виды спорта. В течение 1 полугодия на 1 курсе обучения обязательно прохождение 100 км маршрута по горной таёжной местности в окрестностях города. В свободное от учебы время проводятся факультативы по нравственно-патриотическому, духовному, эстетическому воспитанию. При этом каждый преподаватель реализует методическое задание по корректировке перспективно-тематического планирования в направлении здоровьесбережения (нравственного, психического, физического и духовного здоровья).

 

Для осуществления профессиональной подготовки сварщиков-спасателей нами разработана профессиограмма, в которой определены ключевые ценности профессии сварщик и спасатель, профессиональные компетенции, специальные психофизиологические и психологические требования к выпускникам.

 

Производственная практика сварщика проходит на предприятиях города, практика спасателей на городских водоёмах и в ФДООЦ «Смена» города Анапа. Организовано социальное партнёрство с городским военкоматом, структурами МЧС, муниципальным учреждением «Гражданская защита Златоустовского городского округа», высшими военными учебными заведениями.

 

Организованное в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 28» психолого-педагогическое сопровождение с целью корректировки процесса обучения позволило также провести анализ 4 лет работы и прийти к выводу, что мотивация в учебном процессе на здоровьесбережение эффективно сказывается на морально-волевых, физических качествах обучающихся. Значительно повысился культурный уровень обучающихся.

 

Результаты по данным направлениям работы были представлены с интервалом в 2 года на территориальном методическом объединении и  получили высокую оценку коллег образовательных учреждений профессионального образования. Были получены отзывы о качественном уровне физической и моральной подготовки выпускников к службе в армии, готовности к защите своего Отечества.

 

Итак, для решения задачи допризывной подготовки в условиях созданного кадетского корпуса инженерно-педагогическим коллективом был проведён системный анализ и выявлены сложные проблемы. Рассмотрим некоторые из них.

 

Первая проблема – образовательные стандарты: «Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с государственными стандартами», сказано в Положении о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утверждённым постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441. Действующий образовательный стандарт требует от выпускника очень ограниченных, поверхностных знаний об обороне и не предусматривает ни умений, ни навыков, ни личностных качеств призывника. По стандарту новобранцы должны быть способны озвучить прописные истины, но не обязаны обладать готовностью к солдатским будням и простейшими навыками. Разве нашей армии нужны беспомощные теоретики?

 

Вторая проблема – госзаказ. Необходим единый перечень требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности призывников. Необходимость укрепления здоровья через расширение физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении и ежегодного мониторинга состояния подготовленности будущих призывников. Чтобы поднять допризывную подготовку на уровень современных требований государства, необходим государственный заказ, отражающий требования армии и флота к личности призывника – его интеллектуальным, психологическим, физическим качествам, знаниям и умениям.

 

Третья проблема – кадры: «Подбор преподавателей, проводящих подготовку граждан по основам военной службы, осуществляется, как правило, из числа офицеров, пребывающих в запасе… При невозможности заместить штатную должность преподавателя лицом, имеющим звание офицера и пребывающем в запасе, разрешается, в виде исключения, назначать на эту должность пребывающих в запасе прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование. Однако процитированное требование Положения о подготовке граждан РФ к военной службе в полном объёме выполнить невозможно по объективным причинам.

 

Зарплаты преподавателей не привлекательны для многих ушедших в запас офицеров [2]. Не каждый из них желает и способен стать преподавателем. Владеть фактическим материалом и уметь его передать новому поколению – редкое сочетание в наши дни.

 

 Для организации подготовки выпускников учреждений НПО с учётом современных требований и нашего опыта мы предлагаем следующее:

  1. Создать в РФ на базе имеющихся учреждений НПО военно-специализированные УНПО из расчета 1 училище на 150-200 тысяч населения РФ.

  2. Военно-специализированные УНПО, как и существующие, должны набирать учащихся на базе основного общего образования (9 классов) со сроком обучения 3 года. Обучение должно вестись по интегрированным программам, т.е. учащиеся кроме полного среднего образования и «гражданской» специальности должны получить военно-учетную специальность. Нормативно-правовая база: «Закон об образовании РФ», «Положение об УНПО» и т.п. позволяет создать военно-специализированные УНПО с небольшими изменениями в Уставе УНПО.

  3. Обязательно наличие общежития казарменного типа, 4-х разового питания, общевойсковой формы.

  4. С учащимися должны работать отставные кадровые военные.

  5. Финансовое обеспечение необходимо сохранить государственным. На организацию 4-х разового питания, комплекта обмундирования требуется дополнительно 18000 рублей на человека в год к основной смете.

  6. Образовательную деятельность в УНПО осуществлять по интегрированной программе, за основу предлагаем программу, разработанную нами совместно с Минобразования Челябинской области и Челябинским ИРПО.

Образовательные программы, направления и специальности

 

№№ п/п

Код

Наименование

Уровень

Нормативный срок освоения

Квалификация, присваемая по завершении образования

1

2.4. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) начальное профессиональное образование

3 года

1 год

Газосварщик, электросварщик ручной сварки, спасатель

 

7. Квалификация «Спасатель» должна включать следующие аспекты:

 

а) к концу 3-го года обучения каждый обучающийся должен выполнить минимальные нормативы физической подготовки для спасателей в возрасте с 18 до 30 лет: бег 3 км - 13,20 (мин.); подтягивание - 10 (раз); плавание 100м (вольный стиль) - 2,20 (мин.); приседание с грузом 50 кг - 6 (раз); прыжок в длину с места - 180 (см)

б) противопожарная подготовка;

в) подготовка «Матрос-спасатель» 2 класса;

г) подготовка «Промышленный альпинист»;

д) медицинская подготовка;

е) туристическая подготовка. Обязательно прохождение туристического маршрута 3 категории сложности;

ж) парашютно-десантная подготовка. Обязателен 1 прыжок с парашютом на базе аэроклуба;

з) теоретическая специальная подготовка спасателя.

 

В случае выполнения нормативов по п.п. б), в), г) выдается свидетельство установленного образца по профессиям «Пожарный», «Матрос-Спасатель 2 класса», «Промышленный альпинист».

 

8. Проживание личного состава организовать на базе имеющегося общежития, финансирование общежития вести на бюджетной основе.

 

9. Военно-патриотическое воспитание организовать за счет системы дополнительного образования.

 

Подобные интегрированные учебные программы могут быть созданы по любой военно-учетной специальности: водолаз, водитель кат. «С», механик-водитель (тракторист), радиотелеграфист, парашютист-десантник и т.д.

 

Список литературы:

 

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

 

2. Манюков С.В. Допризывная подготовка в школе – веление времени /С.В.Манюков//ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. - № 6. С. 17-23.

 

Fatherland protection - our fundamental value

 

Experience of Professional school # 28 Cities of the Zlatoust orator in the decision of a problem of creation of effective system of military-patriotic education, training of youth to bases of military service and military-registration specialities can become a basis on a way of perfection of system youth preparations.

 

Keywords: education, preparation, the citizen, the defender, Fatherland, the cadet, the rescuer, health.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Используются технологии uCoz