| ||||||||||||
|
| |||||||||||
Защита Отечества - наша фундаментальная ценностьОпыт ГОУ НПО «Профессиональное училище № 28» города Златоуста в решении проблемы создания эффективной системы военно-патриотического воспитания, обучения молодёжи основам военной службы и военно-учётным специальностям может стать основой на пути совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи.
На заседании президиума Госсовета по вопросам совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи, прошедшем под руководством Президента России Д.А. Медведева 22 апреля 2009 года в Рязани, были определены среднесрочные и долгосрочные перспективы по созданию эффективной системы военно-патриотического воспитания, а служба в армии, защита Отечества, безусловно, отнесены к числу наших фундаментальных ценностей. Президент России выделил основные цели совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи.
Первая – серьёзная модернизация физической, спортивной и технической подготовки допризывной молодёжи.
Вторая – повышение эффективности системы военно-патриотического воспитания с использованием опыта, накопленного в регионах, который должен получить отражение в концепции федеральной системы подготовки молодёжи к военной службе на период до 2020 года.
Третья – ключевой элемент допризывной подготовки, - обучение молодёжи основам военной службы и военно-учётным специальностям [1].
Чтобы обеспечить выполнение требований главы государства, системе образования предстоит пройти немалый путь обогащения накопленного ранее опыта военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки новыми подходами, всё более утверждающимися в современной практике образования. В числе примеров того, как организовать эффективное военно-патриотическое воспитание и допризывную подготовку, - кадетский корпус спасателей ГОУ НПО «Профессиональное училище № 28» города Златоуста Челябинской области.
ГОУ НПО «Профессиональное училище № 28» осуществляет подготовку молодых рабочих для ОАО «Златоустовский металлургический завод». В 2004 году на базе училища создан кадетский корпус спасателей. За основу был взят опыт суворовских училищ, подобраны соответствующие квалифицированные кадры. Совместно с Челябинским институтом развития профессионального образования разработаны учебные планы и программы по профессии: Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Спасатель. Создана материальная база.
К решению комплекса проблем по организации обучения и подготовки выпускников к службе в армии при разработке учебных планов и программ по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Спасатель» инженерно-педагогическим коллективом были изучены следующие вопросы:
В системе обучения в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 28» реализуется начальное профессиональное и дополнительное образование. Дополнительное образование организовано за счёт внебюджетных средств. Обучающиеся одеты в общевойсковую форму. Проводится ежедневный утренний развод с исполнением Гимна и поднятием Флага Российской Федерации, утренний осмотр, утренняя зарядка (40 минут). Утренняя зарядка включает в себя кросс, комплекс разминочных упражнений. Ежедневно обучающиеся посещают одну из спортивных секций: рукопашный бой, туризм, скалолазание, плавание (в т.ч. подводное), акробатика, игровые виды спорта. В течение 1 полугодия на 1 курсе обучения обязательно прохождение 100 км маршрута по горной таёжной местности в окрестностях города. В свободное от учебы время проводятся факультативы по нравственно-патриотическому, духовному, эстетическому воспитанию. При этом каждый преподаватель реализует методическое задание по корректировке перспективно-тематического планирования в направлении здоровьесбережения (нравственного, психического, физического и духовного здоровья).
Для осуществления профессиональной подготовки сварщиков-спасателей нами разработана профессиограмма, в которой определены ключевые ценности профессии сварщик и спасатель, профессиональные компетенции, специальные психофизиологические и психологические требования к выпускникам.
Производственная практика сварщика проходит на предприятиях города, практика спасателей на городских водоёмах и в ФДООЦ «Смена» города Анапа. Организовано социальное партнёрство с городским военкоматом, структурами МЧС, муниципальным учреждением «Гражданская защита Златоустовского городского округа», высшими военными учебными заведениями.
Организованное в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 28» психолого-педагогическое сопровождение с целью корректировки процесса обучения позволило также провести анализ 4 лет работы и прийти к выводу, что мотивация в учебном процессе на здоровьесбережение эффективно сказывается на морально-волевых, физических качествах обучающихся. Значительно повысился культурный уровень обучающихся.
Результаты по данным направлениям работы были представлены с интервалом в 2 года на территориальном методическом объединении и получили высокую оценку коллег образовательных учреждений профессионального образования. Были получены отзывы о качественном уровне физической и моральной подготовки выпускников к службе в армии, готовности к защите своего Отечества.
Итак, для решения задачи допризывной подготовки в условиях созданного кадетского корпуса инженерно-педагогическим коллективом был проведён системный анализ и выявлены сложные проблемы. Рассмотрим некоторые из них.
Первая проблема – образовательные стандарты: «Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с государственными стандартами», сказано в Положении о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утверждённым постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441. Действующий образовательный стандарт требует от выпускника очень ограниченных, поверхностных знаний об обороне и не предусматривает ни умений, ни навыков, ни личностных качеств призывника. По стандарту новобранцы должны быть способны озвучить прописные истины, но не обязаны обладать готовностью к солдатским будням и простейшими навыками. Разве нашей армии нужны беспомощные теоретики?
Вторая проблема – госзаказ. Необходим единый перечень требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности призывников. Необходимость укрепления здоровья через расширение физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении и ежегодного мониторинга состояния подготовленности будущих призывников. Чтобы поднять допризывную подготовку на уровень современных требований государства, необходим государственный заказ, отражающий требования армии и флота к личности призывника – его интеллектуальным, психологическим, физическим качествам, знаниям и умениям.
Третья проблема – кадры: «Подбор преподавателей, проводящих подготовку граждан по основам военной службы, осуществляется, как правило, из числа офицеров, пребывающих в запасе… При невозможности заместить штатную должность преподавателя лицом, имеющим звание офицера и пребывающем в запасе, разрешается, в виде исключения, назначать на эту должность пребывающих в запасе прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование. Однако процитированное требование Положения о подготовке граждан РФ к военной службе в полном объёме выполнить невозможно по объективным причинам.
Зарплаты преподавателей не привлекательны для многих ушедших в запас офицеров [2]. Не каждый из них желает и способен стать преподавателем. Владеть фактическим материалом и уметь его передать новому поколению – редкое сочетание в наши дни.
Для организации подготовки выпускников учреждений НПО с учётом современных требований и нашего опыта мы предлагаем следующее:
Образовательные программы, направления и специальности
7. Квалификация «Спасатель» должна включать следующие аспекты:
а) к концу 3-го года обучения каждый обучающийся должен выполнить минимальные нормативы физической подготовки для спасателей в возрасте с 18 до 30 лет: бег 3 км - 13,20 (мин.); подтягивание - 10 (раз); плавание 100м (вольный стиль) - 2,20 (мин.); приседание с грузом 50 кг - 6 (раз); прыжок в длину с места - 180 (см) б) противопожарная подготовка; в) подготовка «Матрос-спасатель» 2 класса; г) подготовка «Промышленный альпинист»; д) медицинская подготовка; е) туристическая подготовка. Обязательно прохождение туристического маршрута 3 категории сложности; ж) парашютно-десантная подготовка. Обязателен 1 прыжок с парашютом на базе аэроклуба; з) теоретическая специальная подготовка спасателя.
В случае выполнения нормативов по п.п. б), в), г) выдается свидетельство установленного образца по профессиям «Пожарный», «Матрос-Спасатель 2 класса», «Промышленный альпинист».
8. Проживание личного состава организовать на базе имеющегося общежития, финансирование общежития вести на бюджетной основе.
9. Военно-патриотическое воспитание организовать за счет системы дополнительного образования.
Подобные интегрированные учебные программы могут быть созданы по любой военно-учетной специальности: водолаз, водитель кат. «С», механик-водитель (тракторист), радиотелеграфист, парашютист-десантник и т.д.
Список литературы:
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
2. Манюков С.В. Допризывная подготовка в школе – веление времени /С.В.Манюков//ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. - № 6. С. 17-23.
Fatherland protection - our fundamental value
Experience of Professional school # 28 Cities of the Zlatoust orator in the decision of a problem of creation of effective system of military-patriotic education, training of youth to bases of military service and military-registration specialities can become a basis on a way of perfection of system youth preparations.
Keywords: education, preparation, the citizen, the defender, Fatherland, the cadet, the rescuer, health. | ||||||||||||
| ||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |