| |||||||||
|
| ||||||||
Роль символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов в дореволюционной и современной РоссиВыступление Гурова Семёна, учащегося 3 курса на областной научно-практической конференции Научного общества учащихся (май, 2011г.)
Уважаемые председатель и члены жюри! Уважаемые участники конференции!
Разрешите представить вашему вниманию исследовательскую работу по теме «Роль символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов в дореволюционной и современной Росси».
Актуальность нашей работы связана с тем, что здоровые силы общества и государственные структуры проявляют все больший интерес к проблеме возрождения системы патриотического воспитания молодежи в России. Доказательством важности этой задачи является тот факт, что, по данным социологов, в нашей стране лишь 23% молодых людей считают себя патриотами. Возникает потребность создания системы патриотического воспитания, которая одновременно учитывала бы исторический опыт и традиции и соответствовала реалиям современной России. Перспективы патриотического воспитания связаны с использованием государственной символики.
Воспитание нравственных чувств становилось предметом научного исследования в трудах В.А. Сахарова, В.А. Сухомлинского. Концепция эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков предложена М.Г. Яновской. Использование символики в деятельности пионерской организации исследовали В.Т. Кабуш, К.О. Карагезов; эмоциональные аспекты воспитания раскрываются в работах К.Д. Радиной,
Возникает противоречие между разработанностью проблем патриотического воспитания, развития эмоциональной сферы личности учащегося, использования символики в воспитательной работе в кадетских корпусах с одной стороны, и малой исследованностью использования символики в патриотическом воспитании учащихся кадетского корпуса — с другой. Данное противоречие обусловило выбор проблемы нашего исследования: показать эффективность использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.
Новизна исследования состоит в определении критериев и показателей воспитанности патриотических чувств и условий использования символов в процессе воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.
Цель нашего исследования представлена на данном слайде. Для достижения поставленной цели решались задачи, представленные на слайде.
В первой части работы даётся краткий исторический анализ предпосылок появления первых кадетских корпусов, описывается судьба и традиции русских кадетских корпусов в Российском зарубежье (после 1917 года), рассматривается процесс воспитания, обучения и развития символики кадетских корпусов России XVIII-XX вв.
Во второй главе устанавливаются временные границы периодов кадетских формирований после революции – гражданская война в России, годы ВОВ, период перестройки. Характерной особенностью этапа развития советской системы подготовки молодежи к военной службе стало широкое привлечение в эту сферу различных общественных организаций, в ряду которых были Всеобуч, допризывная подготовка в общеобразовательных школах, ДОСААФ и т.д.
В третьей главе говорится о том, что в рамках обращения к традициям военного образования в нашей стране в 90-х годах XX века возрождаются кадетские корпуса. В частности в 2004 году в г. Златоусте на базе профессионального училища № 28 создан кадетский корпус спасателей. За основу был взят опыт суворовских училищ, подобраны соответствующие квалифицированные кадры. Обучение проводится в режиме 24 - часового пребывая в общежитии казерменного типа с учётом требований общевойсковых Уставов Вооружённых сил Российской Федерации. Значимой частью жизни кадет в данных условиях стало их приобщение к воинским ритуалам, символам, традициям, церемониям, которые способствуют формированию патриотических чувств. Установлено, что в воспитании патриотических чувств используется модель и методика использования символов. Система патриотического воспитания Златоустовского кадетского корпуса спасателей имеет свои особенности, свой кодекс или правила учащихся, свой флаг, гимн, форму, оборудованные классы, спортивную площадку и другие сооружения для предпрофильной подготовки учащихся. Все символы представлены на слайдах.
Для выявления эффективности модели использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса была проведена опытная работа. В работе использовались тесты доктора педагогических наук Вершловского Семёна Григорьевича. В рамках опытной работы проведён эксперимент, который проводился среди учащихся кадетского корпуса и профессионального лицея г. Златоуста. Опытная работа проводилась в группе № 204 – «экспериментальной», для сравнения в качестве «контрольной» была выбрана группа профессионального лицея. Группы примерно одинаковы по составу и уровню подготовки – это учащиеся 2-го курса, обучающиеся по профессиям «Сварщик. Спасатель» - кадетский корпус и « Сварщик» - профессиональный лицей. В контрольной группе обучается 20 человек – юноши, и в экспериментальной – 22 юношей. Все учащиеся примерно одного возраста (16-17 лет) с одинаковым исходным уровнем знаний за курс основной общей школы.
С целью выяснения того, осознано ли подростки выбрали кадетский корпус, кадетам был предложен тест «Твоё отношение к кадетству». Результаты вы видите на слайде. Отрицательное отношение связано с необходимостью соблюдения устава корпуса.
Воспитание патриотических чувств личности предполагает повышение уровня эмоционального состояния, чувств и глубины переживаний. Поэтому кадетам кадетского корпуса и учащимся профессионального лицея было предложено ответить на ряд вопросов: какие чувства и эмоции они испытывали при выполнении (или участии) тех или иных кадетских ритуалов (возложение венков, вынос знамени, награждение, участие торжественных парадах). С результатами можете ознакомиться на слайде.
На одном из этапов нашего исследования была проведена работа по изучению отношения подростков к своим родителям и семье в целом. Кадетам и учащимся профессионального лицея предлагалось ответить на вопрос «Что или кто является для Вас поддержкой и опорой в трудную минуту, помогает Вам «справиться с жизнью», с возникающими трудностями и проблемами? Результаты ответов можно увидеть на диаграмме. Можно сделать выводы, что с друзьями и товарищами кадеты могут не только общаться и развлекаться, но и обратиться за помощью.
Таким образом, больше всего учащимся и кадетам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.
Отвечая на вопрос: «Что для Вас в жизни является главным?», большая часть подростков на первое место поставили семью. При всей их тяге к самостоятельности, юноши остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших, во взаимопонимании, любви и уважении. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно. Несмотря на то, что юноши воспитываются, обучаются и живут в условиях закрытого образовательного учреждения интернатного типа, встречаются с родителями только по выходным дням, праздникам и на каникулах, родители и семья в сердце кадетов занимают главное место.
С целью определения уровня подготовленности юношей к служению Отечеству мы предложили анкету об армии. из анализа анкеты следует, что кадеты не боятся «дедовщины» (80%), а учащиеся профессиональном лицее не боятся дедовщины 58%.
Таким образом, проведенное исследование через анкетирование, тестирование и опрос, и результаты опытной работы позволяют сделать вывод, что методика использования символики формирует более стойкие патриотические чувства у учащихся кадетского корпуса.
Исходя их сказанного выше, можно сделать следующие выводы:
Ряд основных идей, составляющих патриотическое содержание (значение)
Требования к «техническому исполнению» - форме символики
| |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |