ГОУ НПО "Профессиональное училище № 28" г.Златоуста

Роль символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов в дореволюционной и современной Росси

Выступление Гурова Семёна, учащегося 3 курса на областной научно-практической конференции Научного общества учащихся (май, 2011г.)

 

Уважаемые председатель и члены жюри!

Уважаемые участники конференции!

 

Разрешите представить вашему вниманию исследовательскую работу по теме «Роль символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов в дореволюционной и современной Росси».

 

Актуальность нашей работы связана с тем, что здоровые силы общества и государственные структуры проявляют все больший интерес к проблеме возрождения системы патриотического воспитания молодежи в России. Доказательством важности этой задачи является тот факт, что, по данным социологов, в нашей стране лишь 23% молодых людей считают себя патриотами. Возникает потребность создания системы патриотического воспитания, которая одновременно учитывала бы исторический опыт и традиции и соответствовала реалиям современной России. Перспективы патриотического воспитания связаны с использованием государственной символики.

 

Воспитание нравственных чувств становилось предметом научного исследования в трудах В.А. Сахарова, В.А. Сухомлинского. Концепция эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков предложена М.Г. Яновской. Использование символики в деятельности пионерской организации исследовали В.Т. Кабуш, К.О. Карагезов; эмоциональные аспекты воспитания раскрываются в работах К.Д. Радиной,
А.Н. Лутошкина, А.С. Макаренко и других. Теория, история и практика военной символики представлена в работах Г.А. Ашева, В.Д. Серых.

 

Возникает противоречие между разработанностью проблем патриотического воспитания, развития эмоциональной сферы личности учащегося, использования символики в воспитательной работе в кадетских корпусах с одной стороны, и малой исследованностью использования символики в патриотическом воспитании учащихся кадетского корпуса — с другой. Данное противоречие обусловило выбор проблемы нашего исследования: показать эффективность использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

 

Новизна исследования состоит в определении критериев и показателей воспитанности патриотических чувств  и условий использования символов в процессе воспитания патриотических чувств  учащихся кадетского корпуса.

 

Цель нашего исследования представлена на данном слайде. Для достижения поставленной цели решались задачи, представленные на слайде.

 

В первой части работы даётся краткий исторический анализ предпосылок появления первых кадетских корпусов, описывается судьба и традиции русских кадетских корпусов в Российском зарубежье (после 1917 года), рассматривается процесс воспитания, обучения и развития символики кадетских корпусов России XVIII-XX вв.
Использование исторических источников дало возможность проанализировать роль символики в патриотическом воспитании учащихся в кадетских корпусах  России. Анализ литературы показывает, что в процессе развития символики (от дореволюционных до современных) кадетских корпусов  выделен ряд основных идей, составляющих патриотическое содержание (значение). Их значение показано на слайде. Анализируя различные виды символики кадетских корпусов России, можно говорить об определенных требованиях к «техническому исполнению» - форме символики, которые  показаны на слайде. Установлено, что воспитательное значение формы и символики возрастало при их использовании в воинских ритуалах, которые, в свою очередь, можно рассматривать как отдельный вид символики военно-учебных заведений.

 

Во второй главе устанавливаются временные границы периодов кадетских формирований после революции – гражданская война в России, годы ВОВ, период перестройки. Характерной особенностью этапа развития советской системы подготовки молодежи к военной службе стало широкое привлечение в эту сферу различных общественных организаций, в ряду которых были Всеобуч, допризывная подготовка в общеобразовательных школах, ДОСААФ и т.д.

 

В третьей главе говорится о том, что  в рамках обращения к традициям военного образования в нашей стране в 90-х годах XX века возрождаются кадетские корпуса. В частности в 2004 году в г. Златоусте на базе профессионального училища № 28 создан кадетский корпус спасателей. За основу был взят опыт суворовских училищ, подобраны соответствующие квалифицированные кадры. Обучение проводится в режиме 24 - часового пребывая в общежитии казерменного типа с учётом требований общевойсковых Уставов Вооружённых сил Российской Федерации. Значимой частью жизни кадет в данных условиях стало их приобщение к воинским ритуалам, символам, традициям, церемониям, которые способствуют формированию патриотических чувств. Установлено, что в воспитании патриотических чувств используется модель и методика использования символов. Система патриотического воспитания Златоустовского кадетского корпуса спасателей имеет свои особенности, свой кодекс или правила учащихся, свой флаг, гимн, форму, оборудованные классы, спортивную площадку и другие сооружения для предпрофильной подготовки учащихся. Все символы представлены на слайдах.

 

Для выявления эффективности модели использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса была проведена опытная работа. В работе использовались тесты доктора педагогических наук Вершловского Семёна Григорьевича. В рамках опытной работы проведён эксперимент, который проводился среди учащихся кадетского корпуса и профессионального лицея г. Златоуста. Опытная работа проводилась в группе № 204 – «экспериментальной», для сравнения в качестве «контрольной» была выбрана группа профессионального лицея. Группы примерно одинаковы по составу и уровню подготовки – это учащиеся 2-го курса, обучающиеся по профессиям «Сварщик. Спасатель» - кадетский корпус и « Сварщик» - профессиональный лицей. В контрольной группе обучается 20 человек – юноши, и в экспериментальной – 22 юношей. Все учащиеся примерно одного возраста (16-17 лет) с одинаковым исходным уровнем знаний за курс основной общей школы.

 

С целью выяснения того, осознано ли подростки выбрали кадетский корпус, кадетам был предложен тест «Твоё отношение к кадетству». Результаты вы видите на слайде.  Отрицательное отношение связано с необходимостью соблюдения устава корпуса.

 

Воспитание патриотических чувств личности  предполагает повышение уровня эмоционального состояния, чувств и глубины переживаний. Поэтому кадетам кадетского корпуса и учащимся профессионального лицея было предложено ответить на ряд вопросов: какие чувства и эмоции они испытывали при выполнении  (или участии) тех или иных кадетских ритуалов (возложение венков, вынос знамени, награждение, участие торжественных парадах). С результатами можете ознакомиться на слайде.

 

На одном из этапов нашего исследования была проведена работа по изучению  отношения подростков к своим родителям и семье в целом. Кадетам  и учащимся профессионального лицея  предлагалось ответить на вопрос «Что или кто  является для Вас поддержкой и опорой в трудную минуту, помогает Вам  «справиться с жизнью», с возникающими трудностями и проблемами? Результаты ответов можно увидеть на диаграмме. Можно сделать выводы, что с друзьями и товарищами кадеты могут не только общаться и развлекаться, но и обратиться за помощью.

 

Таким образом, больше всего учащимся и кадетам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.

 

Отвечая на вопрос: «Что для Вас в жизни является главным?», большая часть подростков на первое место поставили семью. При всей их тяге к самостоятельности, юноши  остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших, во взаимопонимании, любви и уважении.  Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно. Несмотря на то, что юноши воспитываются, обучаются и живут в условиях закрытого образовательного учреждения интернатного типа, встречаются с родителями только по выходным дням, праздникам и на каникулах, родители и семья в сердце кадетов занимают главное место.

 

С целью определения  уровня подготовленности юношей к служению Отечеству мы предложили анкету об армии. из анализа анкеты следует, что кадеты не боятся «дедовщины» (80%), а учащиеся  профессиональном лицее не боятся дедовщины 58%.

 

Таким образом, проведенное исследование через анкетирование, тестирование и опрос, и результаты опытной работы позволяют сделать вывод, что методика использования символики формирует более стойкие патриотические чувства у учащихся кадетского корпуса.

 

Исходя их сказанного выше, можно сделать следующие выводы:

  1. Традиционные мероприятия, проводимые в кадетском корпусе как ключевые дела, дают возможность комплексного использования символики в процессе воспитания кадет.

  2. В ходе проведения ключевых дел используются такие символы кадетского корпуса, как знамя, повседневная и парадная форма одежды, герб и т.д.

  3. При использовании символов кадетского корпуса возникает возможность приобщения к государственной символике, символам Вооруженных Сил РФ.

  4. Подготовка к мероприятиям, использование видео- и фотоматериалов создают традиционность, способствуют преемственности поколений кадет.

  5. Практическая значимость исследования заключается в следующем:

    • результаты, полученные в ходе исследования, положены в основу научно-методических рекомендаций мастерам и классным руководителям кадетского корпуса;

    • апробирована методика диагностики воспитанности патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

Ряд основных идей, составляющих патриотическое содержание (значение)

  • идея государственности выражалась в использовании государственной символики в эмблемах отдельных кадетских корпусов;

  • идея державности (на знаменах, элементах формы одежды присутствовали символы власти – корона, скиптр, держава);

  • идея самоотверженного служения Родине (многие военно-учебные заведения носили имя государственного деятеля или были связаны с личностью, которая играла выдающуюся роль в истории);

  • идея преемственности прослеживается в различиях элементов символики определенного военно-учебного заведения и в сохранении символики реорганизованных военно-учебных заведений;

  • идея региональности (символика кадетских корпусов определяла принадлежность к отдельным регионам России);

  • идея воинской службы ярко выражена в использовании орденских лент в различных видах символики;

  • идея православия проходит через всю символику кадетских корпусов, и отражается в изображениях православных символов и использовании таких изречений девизов, как «С нами Бог», «Бойся Бога».

Требования к «техническому исполнению» - форме символики

  • соблюдение законов геральдики, фалеристики, униформологических и вексиллологических правил,

  • соблюдение исторических традиций и традиций военно-учебных заведений,

  • эстетичность и красота в исполнении символики,

  • соблюдение удобства в использовании видов символики.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Используются технологии uCoz